Детский оздоровительный лагерь «Бродовка»
телефон: +375177973631
д. Бродовка, д.50, Борисовский район

Ты можешь изменить ситуацию! Нет домашнему насилию!

Законным представителям несовершеннолетних

В белорусском законодательстве насилие рассматривается как весьма сложное явление, хотя в уголовном праве республики выделяется только два вида насилия: физическое и психическое. Но далее психическое насилие дифференцируется на угрозу: убийством, причинением телесного повреждения, уничтожением или повреждением имущества. Каждый из названных видов по интенсивности подразделяется на опасное и не опасное для жизни и здоровья человека. Кроме того, проявления жестокости могут быть преднамеренными или импульсивными, сознательными или неосознанными, выражаться в совершении активных действий и в бездействии. Последнее в отношении ребенка признается противоправным только в тех случаях, когда на допустившего бездействие обязанность действовать возложена законом, например, при уклонении от исполнения родительских обязанностей или от уплаты алиментов.

За нарушение прав детей, в том числе в виде насилия, родители, лица их заменяющие, или другие взрослые несут ответственность не только нравственного, но и юридического порядка, на основании административного, уголовного, семейного и/или гражданского права. Одним из обязательных условий юридической ответственности выступает вина, наличие или отсутствие которой является определяющим при выборе санкций, например, в семейном праве. Так, если законные представители ребенка виновны в неисполнении своих обязанностей, к ним может быть применена мера ответственности в виде лишения родительских прав. Если те же действия они совершили из-за душевного заболевания, то к ним применяется мера защиты, т.е. отобрание детей без лишения родительских прав. Кроме того, при назначении наказания учитывается характер и последствия нарушений прав детей, наличие или отсутствие специальных обязанностей в отношении несовершеннолетнего, причины и мотивы действий взрослых, системность и пр.

Конкретно право детей на защиту своих законных интересов и личности от любых видов эксплуатации и насилия закреплено в Конвенции ООН о правах ребенка, Законе РБ “О правах ребенка”, Кодеке РБ о браке и семье, Уголовном кодексе и других нормативных правовых актах следующим образом.

Так, Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятию “жестокое обращение” (ст. 19) и оговаривает необходимость принятие следующих мер:

  • обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);
  • защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);
  • организацию борьбы с болезнями и недоеданием (ст. 24);
  • признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27);
  • защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34) и других форм жестокого обращения (ст. 37);
  • оказание помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

Закон РБ “О правах ребенка” также утверждает, что “каждый ребенок имеет право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и насилия” (ст. 9). К сожалению, на практике дети, страдающие от злоупотреблений особенно со стороны родителей, очень редко обращаются за защитой своих прав. По данным социологических опросов, почти половина (40 %) жертв насилия, в том числе несовершеннолетних, не обращаются в правоохранительные органы из-за неверия в возможность наказать виновного, зависимости жертвы от истязателя. Учитывая эту ситуацию, Закон “О правах ребенка” (ст. 9) обязывает окружающих незамедлительно сообщать о ребенке, попавшем в кризисную ситуацию, в компетентный государственный орган.

Эта же мера закреплена в Кодексе РБ о браке и семье, где детализируется, что защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями или лицами, их заменяющими (ст. 73), а в ряде случаев органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Дети имеют право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или иных лиц, при этом ребенок до 14 лет вправе самостоятельно обращаться за защитой своих прав и законных интересов в Комиссию по делам несовершеннолетних (КДН), органы опеки и попечительства, а по достижении четырнадцати лет – в суд. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства должен принять соответствующие меры.

Защита ребенка от различных форм насилия предусмотрена также нормами Кодекса РБ об административных правонарушениях (КРБоАП) и Уголовного кодекса (УК). Согласно этим нормативным актам все антиобщественные действия (бездействия), совершаемые в отношении детей и подростков, можно разделить на следующие 4 условные группы:

  • против жизни и здоровья (убийство; доведение или склонение к самоубийству; истязание; умышленное нанесение легких телесных повреждений или побоев; причинение тяжких телесных повреждений и др.);
  • опасные для жизни и здоровья (оставление в опасности; заражение венерической болезнью, СПИДом; невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению детей и др.);
  • нарушающие нормальное половое развитие (изнасилование; насильственные действия сексуального характера; развратные действия и др.);
  • нарушающие уклад семейных отношений и интересов (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления или в антиобщественное поведение; доведение до состояния опьянения; уклонение родителей от содержания детей; злоупотребление правами опекуна или попечителя и др.).

Подчеркнем, что в нашем законодательстве как отягчающее обстоятельство расценивается совершение любого преступления или правонарушения в отношении: а) заведомо малолетнего лица (до 14 лет), б) находящегося в беспомощном состоянии, в материальной или иной зависимости от виновного; а также в) вовлечение лиц до 18 лет в правонарушение или преступление.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ситуации.

Прежде всего, отметим, что предусматривается ответственность за невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей (ст. 9.4 КРБоАП). Наказание может быть вынесено в том случае, если несовершеннолетние, которым не исполнилось 16 лет, совершают правонарушения либо такие преступления, административная или уголовная ответственность за которые наступает после достижения виновными названного возраста.

Кроме того, все граждане старше 18 лет могут быть привлечены к административной ответственности, если вовлекают несовершеннолетнего в антиобщественное поведение, покупая ему алкогольные напитки или иначе склоняя к употреблению алкоголя либо одурманивающих веществ (ст. 17.4 КРБоАП). А, за умышленное причинение ребенку телесных повреждений, имевших незначительные последствия, длившиеся не более шести дней, наказание наступает для лиц старше 14 (ст. 9.1 КРБоАП).

Если же последствия оказались более тяжелыми, в действие вступает УК, в котором устанавливает наказание за нанесение ребенку умышленных тяжких телесных повреждений, к которым относятся опасные для жизни и здоровья, и вызвавшие расстройство здоровья на срок свыше 4-х месяцев (ст. 147 УК); менее тяжких, не опасных для жизни, но вызвавших расстройство здоровья на срок от 3 недель до 4 месяцев (ст. 149 УК); легких, повлекших расстройство здоровья, продолжительностью более 6 дней, но не свыше 3 недель (ст. 153 УК). По этому преступлению дело заводится только по требованию потерпевшего или его законных представителей.

Таким образом, в соответствии с нормами нашего законодательства к ответственности можно привлекать подростков старше 14 лет, допускающих насилие над более младшими или слабыми детьми. Однако, если повреждения нанесены по неосторожности или в состоянии аффекта, возможно смягчение наказания (ст. 150, 155 УК). Степень тяжести любых телесных повреждений определяет только с помощью судебно-медицинской экспертизы.

Более серьезная ответственность установлена за истязание, совершенное в отношении заведомо для виновного несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 154 УК). Под истязанием понимается – умышленное причинение продолжительной боли или мучений способами, вызывающими особые физические и психические страдания, либо систематическое нанесение побоев, но без тяжких последствий. Как считают некоторые юристы, истязанием является также лишение ребенка сна, пищи, длительное оставление его в темном, холодном помещении и т.д. Истязания осуществляются только умышленно, т.е. лицо старше 16 лет должно осознавать, что причиняет боль и страдания.

Кроме того, в связи с физической и психологической незрелостью детей можно говорить о таком нарушении их прав, как оставление в опасности. Причем, степень угрозы для жизни и здоровья несовершеннолетнего зависят от его возраста и других обстоятельств, поэтому определяется применительно к конкретной ситуации. Так, маленький и беспомощный ребенок, может тяжело заболеть и даже погибнуть, если останется один хоть на короткий срок, например, зимой в лесу. Для детей старше 2 лет представляет опасность размещение в доступных местах моющих и чистящих средств, соды, уксуса, лекарств, спичек, емкостей с горячими жидкостями и др. Уточним, что в уголовном праве выделяют умышленное и не умышленное (по неосторожности) оставление в опасности. Если родители или лица, их заменяющие, сознательно поместили ребенка в опасные для жизни условия, допуская возможность его гибели, и такое случилось, то виновные будут нести ответственность как за убийство (например, если мать оставила голого младенца зимой на улице). Но если родители, подсознательно желая смерти ребенку, не оказали ему помощи, когда он находился в опасности (например, в горящей квартире), то в случае его гибели они не будут отвечать как за убийство, поскольку опасность возникла не вследствие их действий, а по иным обстоятельствам, например, из-за собственной неосторожности ребенка.

Однако при неоказании помощи потерпевшему ребенку ответственность наступает вне зависимости от результатов (т.е. спасения или гибели) и наличия умысла. В целом, уголовная ответственность установлена за бездействие в следующих случаях:

  • Неоказание, находящемуся в опасности несовершеннолетнему помощи, которая могла быть предоставлена без вреда для жизни или здоровья помогающего либо других лиц. Например, когда тонет ребенок, а заметивший это и умеющий плавать взрослый проходит мимо;
  • несообщение в соответствующие учреждения или компетентным лицам о требуемой помощи. Например, если родители или лица, их заменяющие, не в состоянии сами вылечить тяжело больного ребенка и не обращаются к медицинским работникам.

Отдельного упоминания заслуживают суицидальные попытки. Дело в том, что в нашей стране не считается преступником человек, покушавшийся на самоубийство и оставшийся жить. Однако, в уголовном кодексе закреплена ответственность за доведение лица до суицида путем жестокого обращения, систематического унижения личного достоинства (оскорбление, принуждение к унизительным действиям, негуманное отношение и т.д.). Более того, предусматривается усиление наказания за те же действия, совершенные в отношении лица, находящегося в зависимости от виновного (ч. 2 ст. 145 УК). Именно под эту норму подпадают взаимоотношения родителей и несовершеннолетних детей, педагогов и учеников. Считается, что взрослые должны предвидеть последствия жестокого обращения с детьми с учетом неустойчивости их психики, возможной неадекватной оценки сложившейся ситуации. И если ребенок подталкивается к самоубийству, то за подобные действия ответственность наступает как за умышленное убийство.

Однако, в законодательстве разграничивают доведение до самоубийства и склонение к нему. В первом случае, обвиняемый осознает, что жестоко обращается или унижает ребенка, но может не предвидеть возможности совершения им суицида. Во втором случае, желание совершить самоубийство вызывается сознательно, и под склонением к суициду понимается умышленное возбуждение решимости уйти из жизни, в результате чего потерпевший предпринимает такую попытку, которая может закончиться его гибелью.

Заметим также, что в последнее время несовершеннолетние часто становятся жертвами преступлений, направленных против половой неприкосновенности или свободы. Подобные деяния караются достаточно сурово, особенно если от насильника пострадал ребенок, что обусловлено физической слабостью детей, незнанием ими приемов защиты, а также сравнительно быстрой потерей возможности к сопротивлению. К самым тяжким преступлениям в этой сфере относится изнасилование – половое сношение вопреки воле потерпевшей. Оно может совершаться, во-первых, с применением или угрозой применения насилия в виде причинения физической боли различными способами, во-вторых, с использованием беспомощного состояния потерпевшей и/или психического давления в виде угроз, оскорблений и т.д. (ст. 166 УК). Кроме того, изнасилованием будет считаться и половое сношение без применения насилия с лицом моложе 18 лет, если в силу своего возраста, отставания в умственном развитии, болезненного либо бессознательного состояния, вызванного, например, алкоголем или наркотиками и т.п. потерпевшая заведомо для виновного не понимала характера совершаемых с нею действий. Уточним, что ст. 166 УК квалифицирует преступления в отношении лиц женского пола, а насильственные действия сексуального характера над мужчинами квалифицируются по статье 167 УК.

Особую опасность для ребенка несет изнасилование, совершаемое, как это нередко случается, отчимом или сожителем матери. Инцест, т.е. сексуальные отношения между членами семьи или кровными родственниками, принадлежит к одной из самых эмоционально-болезненных форм сексуального использования детей. К сожалению, такой вид сексуального насилия практически с одинаковой частотой встречается и в дисфункциональных, и в “нормальных” семьях.

При изнасиловании несовершеннолетней причиняется ущерб её здоровью, нормальному физическому и психическому развитию, поэтому ответственность несут как посягнувшие на ребенка взрослые, так и те, которые должны были это предвидеть. Причем добровольное согласие на вступление в половую близость несовершеннолетней, понимающей характер и значение половых отношений, но не достигшей 16-летнего возраста, не освобождает насильника от ответственности (ст. 168 УК).

Установлена в законодательстве и ответственность за развратные действия в отношении ребенка (ч. 1 ст. 169 УК), куда входят поступки виновного, направленные на удовлетворение половой страсти без сношения (принуждение ребенка совершать какие-либо сексуальные акты, например, дотрагиваться до гениталий насильника). Сюда же относятся действия, направленные на нездоровое возбуждение полового чувства несовершеннолетних: непристойные прикосновения, демонстрация порнографических изданий, совершение в присутствии детей половых актов и пр. При выяснении подобных обстоятельств необходимо учитывать, что дети легко поддаются внушению, уговорам взрослых, особенно если это один из родителей.

В отдельную главу УК РБ выделены преступления, нарушающие семейный уклад и интересы несовершеннолетних, включая вовлечение их в совершение преступления (поскольку детям при привлечении к ответственности назначается более мягкое наказание) или иное антиобщественное поведение (ст. 172 и 173), а также злоупотребление правами опекуна или попечителя. Вовлечением считаются любые действия, возбуждающие стремление к совершению преступлений, в том числе: а) прямое склонение ребенка к совершению преступления посредством уговоров, обещаний материальных выгод, подарков и др. б) использование его неведения и доверчивости; в) принуждения, применение насилия или угрозы. В понятие антиобщественного поведения входит систематическое употребление спиртных напитков и других одурманивающих веществ; проституция; бродяжничество; попрошайничество; изготовление предметов порнографического характера. Возможно соединение бродяжничества с попрошайничеством – выведение детей на улицу в плохой одежде для создания видимости крайне бедственного положения.

Попустительство в отношении антиобщественного поведения несовершеннолетних не влечет уголовной ответственности родителей, а вызывает привлечение законных представителей к административной ответственности.

Особенно опасны для детей, оставшихся без родительского попечения, злоупотребления со стороны опекуна (попечителя). В этом случае опекунство (попечительство) прекращается путем отстранения опекуна. И если опекун а) использовал предоставленные ему права в целях получения материальной выгоды за счет опекаемого или б) жестоко обращался с подопечным, или в) умышленно оставлял его без надзора, что повлекло существенное ущемление прав и законных интересов несовершеннолетнего, то в дополнение он может быть привлечен к уголовной ответственности на основании статьи 176 УК.

На педагогов, работников социальных, медиков, представителей правоохранительных органов и др. может возлагаться общая и специальная дисциплинарная ответственность. Смысл и значение этих видов ответственности состоит в применении более строгих дисциплинарных взысканий к нарушителям за проступки как непосредственно связанные с работой, так и не связанные с ней. Педагог, например, несет ответственность за повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения; применение (даже однократное) методов воспитания и обучения, связанных с физическим и (или) психическим насилием над учащимся; появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также за действия дискредитирующие звание педагога (жестокое обращение с собственными детьми и т.д.).

 

 

Виды и формы насилия

Выде­ляют четыре основных вида насилия:

  • Физическое – это преднамеренное нанесение физических
    повреждений или травм родителями, либо лицами, их заменяющими, или
    другими взрослыми.

Ребенка, ставшего жертвой физического насилия, можно узнать по имеющимся на теле ребенка различным физическим признакам:

– необъяснимо возникшие кровоподтеки;

– шрамы, следы связывания, следы ногтей, следы от сжатия пальцами;

– следы от ударов предметами (ремнем, палкой, следы от веревочной пле­ти);

– след от укуса на коже;

– на голове участки кожи без волос;

-необъяснимые следы от ожогов (от кончика сигареты, от зажигалки, утюга и т.д.);

– необъяснимые переломы костей, вывихи, раны;

На то, что ребенок является жертвой физического насилия, указывают особенно­сти поведения ребенка:

– реакция страха при приближении родителя к ребенку;

– общее избегание физического контакта;

– застывший,  испуганный  взгляд (наблюдается  и у грудного ребенка, ставшего жертвой физического насилия);

– появление страха перед уходом из школы (детского сада) домой; – побег из дома.

  • Эмоциональное (психическое) насилие –
    нехватка внимания и любви, угрозы и насмешки, унижение
    чувства собственного достоинства, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту, которые
    ребенок не в состоянии выполнить, отвержение со стороны роди­телей.

Формы психологического насилия разнообразны. Чаще всего, – это «вербальное избиение», результаты которого оказываются более долговременными по сравнению с физическим наказанием, вызывая острое переживание стыда, собственной ненужно­сти, обиды, бессилия, депрессии. К проявлениям насилия над ребенком относятся: унижение и подавление, обзывание, отверже­ние, бойкотирование, манипулирование, ложь, приписывание обмана, демонстрация власти, скрытое запугивание, открытые угрозы, пренебрежение и игнорирование.

По каким внешним признакам можно решить, что ребенок является жертвой эмоционального насилия? Эмоциональное насилие над ребенком можно предполо­жить в том случае, если родитель постоянно:

  • предъявляет к ребенку завышенные требования, с которыми ребе­нок не в состоянии справиться;
  • сурово наказывает ребенка;
  • чрезвычайно критичен по отношению к ребенку и обвиняет его;
  • злится и устрашающе ведет себя.

Наличие эмоционального насилия можно предполагать и на основе некоторых физических и поведенческих особенностей ребенка:

– ребенок эмоционально невосприимчив, равнодушен;

– он грустен, депрессивен или у него выраженная депрессия;

– сосет пальцы, монотонно раскачивается;

– замкнут в себе, задумчив или, наоборот, агрессивен;

– «приклеивается к любому взрослому в поисках внимания и тепла;

– имеются нарушения сна, ночные приступы страха;

– он не проявляет интереса к играм;

– ночное и/или дневное недержание мочи;

– психосоматические жалобы: головная боль, боль в животе, колет в области сердца и т.д.

– замедленно физическое и общее развитие ребенка.

 

  • Пренебрежительное отношение – ребенок из-за недобросовестного выполнения родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей, испытывает острую или хроническую нужду в питании, одеж­де, жилище, гигиене, безопасности, любви и заботе, медицинской помощи, образовании и других условиях, необходимых для его физического, интеллектуального и эмоционального развития.

 

  • Сексуальное насилие – использование детей для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых. Применение угроз, силы, хитрости для изго­товления порнографической продукции, а также демонстрация им порно­графической продукции. Вовлечение детей в занятия проституцией, коммерческая сексуальная эксплуатация – экс­плуатация взрослым человеком ребенка и оплата за это деньгами или натурой ребен­ку или третьему лицу. КСЭД приравнивается к принудительному труду и современной формой рабства.

Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (принят Генеральной Ассамбле­ей ООН 25 мая 2000г.) дает им следующие определения.

Детская проституция – означает использование ребенка в деятельности сексу­ального характера за вознаграждение или любую иную форму возмещения.

Детская порнография – это все виды изображения ребенка, включая образцы на видео, в фильмах, в компьютерных программах или печатных изданиях, сконцентри­рованные на половом акте или на гениталиях детей с намерением удовлетворения сексуальных потребностей. Искусственное создание порнографических картинок, ис­пользуя компьютерные программы, также является порнографией.

Дети стали широко привлекаться для участия в порнофильмах, что также явля­ется проявлением сексуального насилия и растления несовершеннолетних. СМИ много пишут о деле “Голубая орхидея”, организации, наладившей создание и продажу через Интернет порнофильмов с участием детей.

Торговля детьми (траффикинг) – означает любой акт или сделку, по средствам которых ребенок передается любым лицом или группе лиц за вознаграждение или иное возмещение.

Это явление приобрело международный характер и стало чрезвычайно доход­ным занятием. В отличие от оружия и наркотиков, женщины и дети могут быть про­даны несколько раз. Они являются тем предметом продажи в международной торгов­ле, который приносит миллиарды долларов и позволяет оставаться безнаказанным.

Проблема траффикинга в Беларуси недостаточно изучена, хотя в Заключитель­ных комментариях ко Второму периодическому докладу о выполнении Республикой Беларусь положений Конвенции ООН о правах ребенка, высказанных в мае 2002г. Комитетом по правам ребенка в Женеве сказано: «Тревогу … вызывает информация о том, что Беларусь является страной, где существует и через которую проходит тор­говля детьми, особенно девочками, с целью сексуальной и других видов эксплуата­ции….» [4].

Развитие медицины в области трансплантации органов породило самый ужас­ный промысел торговцев детьми – дети стали похищаться и продаваться с целью ис­пользования их внутренних органов. Отсутствие статистики не позволяет в полной мере оценить размеры этого чудовищного бедствия, но даже единичные случаи, о ко­торых есть информация, говорят о необходимости принятия срочных мер по предот­вращению этого явления.

Основными продавцами детей являются родители, опекуны, учителя, а также представители различных, так называемых, “благотворительных организаций”.

В основном, продаются дети в возрасте 10-16 лет из больших или очень бедных семей, которые не в состоянии прокормить всех членов семьи.

Траффикинг с пересечением границ может вовлекать 3 страны: страну-поставщика, где происходит незаконный захват детей, страну назначения, прини­мающую их, и страны транзита, то есть не окончательного назначения, а используе­мые для въезда в другую страну или регион. Беларусь является как страной-поставщиком, так и страной транзита.

Причины распространения насилия в отношении детей

Физическое, эмоциональное, психологиче­ское насилие стало нормой жизни практически во всех семьяхнезависимо от со­циального статуса, образования или доходов родителей. 68% мужчин и 55% женщин не видят ничего плохого в методах так называемой репрессивной педагогики – то есть в побоях. Почему же вполне нормальные люди выбирают такую ненормальную форму воспитания своих детей? Ведь большинство родителей, безусловно, любят своих детей и желают им добра. Специалисты по семейной педагогике дают такое объясне­ние. У взрослых сформирован «устойчивый феномен»: они понимают воспитание, как некие насильственные действия – крики, угрозы, побои. Почему так: Да потому, что самих взрослых в свое время «воспитывали» таким же образом. И, создав свою се­мью, они воспроизводят в ней знакомую модель отношений с детьми.

Физические наказания являются обычным способом воспитания у 58,5% опро­шенных родителей, к 68,6% в детстве применяли физическое насилие. И только 2% респондентов в детстве не наказывали. 18,1% родителей предпочитают накричать на ребенка.

Самым распространенным и опасным видом насилия является насилие в семье, так как семья призвана быть для человека местом защиты и опоры от всех житейских невзгод. Насилие в семье – применение различных форм принуждения членов семьи по отношению к своим детям либо к одному из членов этой же семьи. Термин «насилие в семье» означает ненормальное жестокое обращение одного человека в отношении другого, состоящего с ним в близких отношениях. Объектом домашнего насилия могут быть любые члены семьи. Выделяют три типа семейного насилия: со стороны родителей по отношению к детям; со стороны одного супруга по отношению к другому; со стороны детей и внуков по отношению к престарелым родственникам.

Проблема насилия в семье долгое время была табуированной областью и до настоящего времени существует реальное сопротивление социума обращению к этой проблеме. Статистические данные относительно распространенности насилия, по мнению авторитетных экспертов (И.С.Кон и др.), не заслуживает доверия как явно заниженные

 

Последствия насилия над детьми

 

Последствия перенесенного насилия у детей бывают ближайшими и отдален­ными.

 Различают три основные стадии их развития:

  1. Сразу после травмы, особенно, если она носила характер грубого насилия и нападения, у ребенка развивается первичная реакция в виде бо­лезненных физических и эмоциональных проявлений: эмоциональные реакции, когнитивные расстройства, расстройства сна, расстройства памяти (амнезии).

Реакция ребенка на акт насилия отличается от реакции на случайные травмы. Дети часто получают различные повреждения во время игры или в результате несча­стного случая, которые причиняют им боль, вызывают душевные переживания, осо­бенно, если дети попадают в больницу и разлучаются с близкими. Когда раны поджи­вают, ребенок быстро забывает о полученной травме благодаря поддержке и сочувст­вию близких для него людей.

При насилии, совершенном отцом, матерью или другим близким человеком, ду­шевная травма, в отличие от физической, долго не проходит, так как ее нанес человек, от которого ребенок ждет защиты и помощи. Ребенок чувствует, что по отношению к нему совершено предательства. Будучи зависимым от взрослых, он не в силах что-либо изменить, поэтому к боли от предательства присоединяется ощущение беспо­мощности.

  1. Стадия адаптациив процессе которой у ребенка вырабаты­ваются навыки, помогающие ему справиться с происходящим. Он выби­рает такие приемы, такие формы поведения, которые, как считает ребенок, помогают ему обеспечить безопасность и уменьшить физическую и ду­шевную боль, то есть формирует психологическую защиту.

Наиболее распространенным является вытеснение и забывание. Ребенок старает­ся не думать о том, что причинило или причиняет ему страдания.

  1. Отдаленные последствия. Большое значение для развития отдаленных последствий оказывает отсутствие поддержки со стороны, профессиональной (психологической, медицин­ской, юридической) помощи. На этом этапе формируются стойкие пове­денческие и личностные нарушения, которые затрудняют социальную адаптацию не только в детском возрасте, но и во взрослой жизни:

– неспособность добиться успеха;

  • комплекс неполноценности (превосходства);
  • усвоение стигмы;
  • усвоение насилия как формы решения проблем;

Таким образом, при отсутствии психологической коррекции отдаленные послед­ствия перенесенного в детстве насилия могут сохраняться долгие годы и становятся одной из причин преступности и воспроизводства жестокого обращения с детьми в обществе.

Насилие в школе

С сожалением приходится констатировать, что практика современной массовой школы может быть охарактеризована как педагогика насилия. И если мы сегодня говорим о защите прав ребенка, то именно школа является тем местом, где из дня в день эти права нарушаются самым серьезным образом.

Невротизация школьников за годы обу­чения  возрастает примерно в 10 раз. Ведущим мотивом у 58% школьников является страх: опасение получить плохую оценку, оказаться несостоятельным в глазах более успешных товарищей в классе, страх перед родителями, учителями. Именно страх служит причиной развития у школьников многочисленных неврозов.

При обострении межличностных противоречий, непослушании детей, наруше­нии школьного режима многие учителя не видят иного выхода, кроме применения на­силия и разных видов наказаний.

Все многообразие воспитательных технологий, к которым прибегает учитель, можно разделить на две группы – насилие и ненасилие. Первая группа нацелена на внешнее воздействие, жесткое структурирование поведения ребенка, на подавление свободы. Вторая – на мобилизацию его природных сил и способно­стей, на развитие личностных потенций к саморегуляции, формирование внутренней мотивации.

Жертвой школьного насилия может стать любой ребенок, но чаще всего для это­го выбирают ребенка или слабее себя, или как-то отличающегося от других учеников.

Наиболее вероятные условия для получения статуса «белой вороны» или жерт­вы:

  • наличие увечья (дети, носящие очки; с пониженным слухом; с затрудненными движениями);
  • особенности поведения (импульсивность или замкнутость);
  • особенности внешности (вес тела; положение ушей; веснушки и
    т.д.);
  • недостаточные социальные навыки (нет защиты от вербального и
    физического насилия);
  • страх перед школой (отрицательное отношение к ней; проблемы с
    родителями; плохие оценки);
  • болезнь;
  • низкий интеллект и трудности в учебе (плохая успеваемость; низ­кая самооценка).

 

Социально-педагогическая работа по профилактике насилия над детьми.

Если специалист подозревает (либо уверен), что ребенок подвергается насилию, он должен вмешаться в кризисную си­туацию. Процесс вмешательства в кризисные ситуации не является терапией или оказанием психологической помощи. Это – оказание первой помощи.

В качестве методов можно использовать следующие шаги эффективного вмешательства в кризисную ситуацию, связанную с насилием:

  1. Сбор информации из раз­личных источников о случившемся для выяснения характера перене­сенного насилия, обстоятельств совершения насилия, личности подо­зреваемого, реакции ребенка на случившееся.
  2. Необходимо получить сведения о семье ребенка, включая инфор­мацию об отношениях родителей между собой, отношениях с родствен­никами и детско-родительских отношениях
  3. Определить природу проблемы.
  4. Выяснить, что уже было сделано для решения данной проблемы самим ребенком.
  5. Обсудить возможности выбора поведения.
  6. Продумать вместе с ребенком все возможные варианты решения данной проблемы, включая те, что
    требуют вмешательства посторонних людей.
  7. Разработать конкретный план действий.
  8. Продумать последствия выработанного плана.

 

Далее следует индивидуальная работа с ребенком, подвергшимся насилию –  посттравматическая интервенция в кризисную ситуацию ребенка — жертвы насилия:

  • сбор информации для подтверждения факта насилия и установ­ления его виновника;
  • исключение воз­можности оказания на ребенка давления;
  • создание оптимальных психологических комфорт­ных условий для работы с ребенком
  • выслушивание, элементы внушения и убеждения, различные фор­мы эмоциональной и психологической поддержки
  • в беседе следует задавать только те вопросы, которые соответствуют уровню развития ребенка, то есть быть им понятыми с учетом уровня интеллектуального развития.
  • оптимальная продолжитель­ность беседы для дошкольников не должна превышать 30 минут.

При планировании беседы необходимо учитывать так называемую готовность ребенка к признанию насилия. По этому фактору дети делятся на четыре группы:

1)  дети, готовые подробно рассказать о случившемся одному или нескольким людям;

2)  дети, которые могут сделать лишь частичное признание — они либо преуменьшают либо скрывают информацию о насилии;

3)  дети, которые психологически не готовы к признанию, так как факт их насилия был открыт без их воли и участия;

4)  дети, в отношении которых факт насилия только подозревается, причем сами они по разным причинам не хотят рассказывать о случившемся.

К основным мотивам отказа детей от сообщения информации о факте перенесенного насилия можно отнести: недоверие к взрослым, ожида­ние новых неприятностей с их стороны; чувство стыда, опасение того, что окружающие станут к ним хуже относиться; страх или привязан­ность к насильнику; опасение огорчить родителя, не совершающего насилия, страх возможности развода родителей и т. д.

 

Общие правила проведения беседы с ребенком, пострадав­шем от насилия и его семьей (социализирующими взрослыми)

1)  во время беседы уделять внимание, прежде всего, самому ребенку, анализу его эмоционального самочувствия и психологического со­стояния;

2)  устанавливать максимально возможные доверительные, поддер­живающие отношения с ребенком;

3)  создавать условия для адекватного оценивания специалистом лич­ностного потенциала  ребенка;

4)  использовать многовариантность беседы для создания психоло­гически комфортных условий;

5)  обеспечивать защиту ребенка и создавать условия для восстанов­ления его личностного статуса, в том числе и в глазах близких ему людей.

Если возможно, в первую очередь необходимо провести беседу с ро­дителями или другими членами семьи, что позволит не задавать ребен­ку вопросов, на которые уже ответили родители.

Беседа с близкими людьми жертвы насилия должна проводиться на эмоцио­нально положительном и психологически благожелательном настрое, так как вмешательство специалиста в семейную ситуацию обычно вы­зывает чувства недоверия, отвержения, шок или агрессию.

При получении информации, касающейся сексуально­го насилия, необходимо выяснить имена тех лиц, которые обычно име­ют доступ к ребенку; имена любых лиц, которые подозреваются; кроме того, могут быть привлечены любые другие факты, которые касаются насильственных действий.

Необходимо оценить способ­ность родителей справляться со стрессовыми ситуациями, используя данные о кризисах в семье в прошлом. Такая оценка может быть полез­ной, чтобы определить способности родителей защитить ребенка от возможного дальнейшего насилия.

 

Групповая  работа с детьми, подвергающимися насилию

Попадая в группу поддержки, дети преодолевают ситуации соци­альной изоляции и формируют контакты с другими детьми, пережив­шими похожие жизненные ситуации и испытавшими сходные психо­логические кризисы, что позволяет им почувствовать себя обычными детьми без каких-либо признаков стигматизации.

Важным преимуществом группового опыта является возможность поделиться с другими детьми тайной, которая всегда окружает факты насилия и принуждения.

Таким образом, задачей групповой терапии является не только по­мощь ребенку в преодолении психологической травмы, нанесенной пренебрежением или любой другой формой насилия, но и формирова­ние у него жизненных навыков, соответствующих его возрасту.

План групповой терапии включает в себя параллельную работу с ро­дителями или опекунами, не причастными к насилию.

Если специалисты школы не в состоянии обеспечить проведение сопут­ствующих видов терапии, они могут предложить семьям воспользовать­ся услугами других аналогичных центров и клиник. В этом случае важно, чтобы специалисты, занимающиеся психологическим сопровождени­ем одной семьи, регулярно обменивались информацией, координиро­вали свои действия и оказывали друг другу содействие в решении задач, стоящих перед терапией в целом.

 

Памятка по безопасному поведению

для несовершеннолетних

СЛЕДУЙ ПРИНЦИПАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ

  1. ЕСЛИ ТЫ НАХОДИШЬСЯ НА УЛИЦЕ

Избегай прогулок в одиночестве в вечернее время и в малолюдных местах. Если тебя спрашивают, как найти улицу, объясни, как дойти, но, ни в коем случае не провожай. Если тебя пытаются уговорить, отвечай, что тебе нужно предупредить родителей, рас­сказать им, куда и с кем отправляешься.

Возвращаясь домой в вечернее время, сними все украшения, спрячь сумочку под одежду.

Для передвижения выбирай оживленные и хорошо освещенные улицы.

Постарайся идти рядом с семейной парой, пожилыми людьми, военными.

Избегай кратчайших путей (через парк, пустую автостоянку, спортивные площадки и пустыри).

Держи определенную дистанцию с людьми, проходя мимо подъездов и подворотен.

Обходи незнакомые компании и пьяных людей.

Если видишь тормозящую машину, отойди от нее как можно дальше.

Иди по тротуару со стороны встречного движения, тогда машина не сможет подъехать сзади.

В случае нападения беги к зданию с вывеской «МАГАЗИН», «ПОЛИЦИЯ», «ВОКЗАЛ», «АПТЕКА», где может быть охрана или кнопка экстренного вызова по­лиции.

  1. ЕСЛИ ТЫ НАХОДИШЬСЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ

В пустом или незаполненном автобусе садись ближе к водителю.

Не засыпай и не отвлекайся во время движения, держись за поручни,

Если нет свободных сидячих мест, стой в центральном проходе, стой лицом в сторону движения или вполоборота.

Не стой около дверей, не высовывайся из окон во время движения.

Не оставляй свои вещи без присмотра.

Не храни деньги и ценные вещи в заднем кармане брюк, сумку придерживай рукой.

Садись и выходи из транспортного средства только после его полной остановки. Вы­ходи первым или подожди, пока схлынет толпа.

После выхода из салона подожди, пока автобус отъедет, а потом переходи улицу.

Стоящий автобус или троллейбус обходи сзади, трамвай – спереди.

  1. ЕСЛИ ТЫ НАХОДИШЬСЯ В МЕСТАХ МАССОВОГО ПРЕБЫВАНИЯ ЛЮДЕЙ

Если толпа увлекла тебя, застегнись, спрячь под одежду выдающиеся концы шарфа, платка, громоздкие вещи – рюкзак, сумку – лучше выбросить.

Чтобы не упасть, следуй по направлению движения толпы, старайся быть в ее цен­тре.

Держись подальше от стеклянных витрин, стен зданий, деревьев,

Чтобы защитить себя от сдавливания, прижми согнутые в локтях руки к туловищу.

При падении постарайся подняться быстро: встань на четвереньки, выстави вперед опорную ногу, резко поднимись.

Если подняться не удается, подтяни согнутые в коленях ноги к животу, пригни голо­ву и закрой ее согнутыми в локтях руками.

  1. ЕСЛИ ТЫ НАХОДИШЬСЯ НА КОНЦЕРТЕ, СТАДИОНЕ

Наибольшая давка бывает перед сценой, так как все стремятся вперед.

Не вставай между динамиками, так как максимальный уровень звучания делает вос­приятие музыки невозможным и притупляет чувства.

Не занимай месть в углах зала, близко к стене или перегородкам между секторами, велика вероятность быть раздавленным.

В ожидании входа в театр или на стадион не приближайся к стеклянным дверям или ограждениям, к которым тебя могут прижать.

Если толпа побежала, постарайся избежать главной опасности – падения, встать бу­дет почти невозможно.

  1. ЕСЛИ ТЫ В ОБЩЕСТВЕ ЧУЖИХ ЛЮДЕЙ

Будь осторожен при знакомствах, не соглашайся идти в гости к незнакомцам, не вступай с ними в разговор.

Если незнакомец предлагает тебе посмотреть что-то или помочь донести сумку, обе­щая заплатить, отвечай «Нет!»

Не показывай посторонним людям наличие у тебя денег и ценных предметов.

Избегай большого скопления людей – толпы, очереди.

Не рассказывай о себе, о своих планах, о своей семье посторонним.

Не давай свой мобильный телефон незнакомым или малознакомым людям.

Умей сказать нет, если тебе предлагают совершить недостойный поступок, уговари­вают попробовать алкоголь, наркотики.

  1. ЕСЛИ ТЫ ОДИН ДОМА

Если звонят по телефону, не говори, что ты дома один и никого долго не будет. Если звонят в дверь и настойчиво просят открыть, не делай этого, даже если незнакомец представился полицейским.

Ни с кем не вступай в разговоры через дверь.

Помни, что ребенок не может расписываться ни в каких документах, это должны де­лать только взрослые.

Прежде чем открыть дверь, посмотри в глазок, нет ли за дверью посторонних.

Если тебе не видно, но ты слышишь голоса, подожди, пока люди не уйдут с площад­ки.

Уходя из дома, не забудь закрыть дверь на ключ.

Если ты вышел из квартиры и увидел подозрительных людей, вернись немедленно обратно.

  1. ЕСЛИ ТЫ НАХОДИШЬСЯ В ПОДЪЕЗДЕ, В ЛИФТЕ

Не входи с незнакомыми людьми в подъезд.

Если в подъезде находится незнакомый человек, сразу же выйди на улицу и подо­жди, когда в подъезд войдет кто-то из знакомых тебе взрослых.

Если на лестничной площадке нет света, позвони по домофону или телефону, чтобы тебя встретили.

Не открывай ключом входную дверь, если радом находятся посторонние люди.

Не посматривай почту около ящика, сделай это дома.

Не входи в кабину лифта с незнакомыми людьми.

Если незнакомец предлагает тебе подняться на лифте, откажись, сославшись, что ты еще задержишься или живешь на втором этаже и пойдешь пешком по лестнице.

Если случилось, что приходится подниматься в лифте с незнакомым, повернись к нему лицом и встань около двери.

  1. ЕСЛИ ТЫ ОБЩАЕШЬСЯ ПО ТЕЛЕФОНУ

Поднимая трубку, не называй своего имени или имени звонящего.

Никогда не говори, что ты дома один.

Если просят назвать адрес или сказать когда придут родители, не отвечай, попроси перезвонить позже.

Договариваясь о встрече с друзьями, назначай ее на время, когда в квартире будет еще кто-то, кроме тебя.

Если тебя пытаются втянуть в непристойный разговор, положи трубку и обязательно сообщи родителям.

 

Памятка для родителей по половой неприкосновенности несовершеннолетних

Эта памятка предназначена для Вас, т.к. Вы — самый близкий для ребенка человек, который может помочь предотвратить насилие и посягательства на половую неприкосновенность детей и подростков.

Почему именно дети становятся жертвами преступлений? Потому что дети доверчивы и беспечны! А преступник может подобрать нужный ключик к любому ребенку.

Избежать насилия можно, но для этого необходимо:

объяснить ребенку правила поведения, когда он остается один на улице либо дома;

если у ребенка появилось хотя бы малейшее сомнение в человеке, который находится рядом, или его что-то насторожило, то лучше отойти от него либо остановиться и пропустить этого человека вперед;

стать для ребенка другом, с которым он может поделиться своими переживаниями; серьезно воспринять рассказ о совершенном в отношении него насилии со стороны знакомых, родственников;

поддерживать отношения с друзьями детей и их родителями;

не отпускать ребенка на улицу одного (когда ребенок гуляет с друзьями, возможность совершения преступления снижается);

знать, какие передачи ребенок смотрит по телевизору, на какие сайты в Интернете чаще всего заходит, для того чтобы исключить просмотр фильмов сексуальными сценами и сценами насилия, исключить возможность общения Вашего ребенка с педофилом через Интернет;

обязательно контролировать время, которое ребенок проводит в Интернете, будьте в курсе, с кем Ваш ребенок контактирует в сети.

Соблюдая правила безопасности, Ваш ребенок сможет избежать подстерегающей его опасности, принять правильное решение в сложной ситуации.

 

 

Памятки для родителей по вопросам половой  неприкосновенности детей

Уважаемые родители!

Эта памятка предназначена для Вас, т.к. Вы – самый близкий для ребенка человек, который может помочь предотвратить насилие и посягательства на половую неприкосновенность детей и подростков. Избежать насилия можно, но для этого помогите ребенку усвоить «Правило пяти нельзя».

 

«Правило пяти «нельзя».

Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.

Нельзя заходить с ними вместе в подъезд и лифт.

Нельзя садиться в чужую машину.

Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.

Нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.

Научите ребенка всегда отвечать «Нет!»

Если ему предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.

Если за ним в школу или детский сад пришел посторонний, а родители не предупреждали его об этом заранее.

Если в отсутствие родителей пришел незнакомый (малознакомый) человек и просит впустить его в квартиру.

Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с тобой время.

Как понять, что ребенок или подросток подвергался сексуальному насилию?

Вялость, апатия, пренебрежение к своему внешнему виду;

Постоянное чувство одиночества, бесполезности, грусти, общее снижение настроения;

Уход от контактов, изоляция от друзей и близких или поиск контакта с целью найти сочувствие и понимание;

Нарушение умственных процессов (мышления, восприятия, памяти, внимания), снижение качества выполняемой учебной работы;

Отсутствие целей и планов на будущее;

Чувство мотивированной или немотивированной тревожности, страха, отчаяния;

Пессимистическая оценка своих достижений;

Неуверенность в себе, снижение самооценки.

Проблемы со сном, кошмары, страх перед засыпанием.

Головные боли, боли в желудке, соматические симптомы.

Повышенная агрессивность и (или) высокая активность (гиперактивность).

Постоянная тревога по поводу возможной опасности или беспокойство по поводу безопасности любимых людей.

Признаки, связанные со здоровьем: повреждения генитальной, анальной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевы; следы спермы на одежде, коже, в области половых органов, бедер; наличие заболевания, передающегося половым путем, недержание кала (“пачкание одежды”), энурез,  беременность.

Нежелание общения и неучастие в играх и любимых занятиях.

Перечисленные проблемы могут появиться в школе, дома либо в любой знакомой обстановке, когда ребенок или подросток видит или слышит о насилии.

 

Поддержите ребенка или подростка в трудной ситуации.

 

Исцеление начинается с общения. Заботливый взрослый — самый лучший фактор, который поможет ребенку чувствовать себя в безопасности.

Разрешите ребенку рассказывать. Это помогает сказать о жестокости в их жизни взрослому, которому дети доверяют.

Дайте простое и ясное объяснение страшным происшествиям. Малыши чувствуют иначе, чем взрослые. Они не понимают истинных причин жестокости и часто обвиняют себя.

Формируйте самооценку детей. Дети, живущие в атмосфере насилия, нуждаются в ежедневном напоминании, что они любимы, умны и важны.

Обучайте альтернативе жестокости. Помогите детям решать проблемы и не играть в жестокие игры.

Решайте все проблемы без жестокости, проявляя уважение к детям.

 

Педофилия в последнее время стала серьезной проблемой. Поэтому надо принять все меры, чтобы защитить хотя бы собственных детей. Как уберечь ребенка от беды? От педофила может пострадать как девочка, так и мальчик. Пол ребенка для него не имеет большого значения.

 

Жертвой может стать любой ребенок, однако, есть дети, которые попадают в руки насильника чаще, чем другие.

 

Как ни странно, это послушные дети. У них, как правило, строгие родители, внушающие, что «старшие всегда правы», «ты еще мал, чтоб иметь свое мнение», «главное для тебя – слушаться взрослых». Таким детям педофил предлагает пойти с ним, они не могут ему отказать.

 

Доверчивые дети. Педофил может предложить вместе поискать убежавшего котенка, поиграть у него дома в новую компьютерную игру.

 

Замкнутые, заброшенные, одинокие ребята. Это не обязательно дети бомжей и пьяниц, просто их родители заняты зарабатыванием денег, и между ними нет теплых, откровенных отношений. За взрослым человеком, оказавшим такому ребенку внимание, он может пойти куда угодно.

 

Дети, стремящиеся казаться взрослыми. Девочка, которая красит губы, носит сережки, рано становится на каблуки; мальчик с дорогими часами или престижным мобильным телефоном скорее привлечет внимание педофила. Преступник воспринимает это как послание: хочу испытывать то же, что и взрослые.

 

Подростки, родители которых пуритански настроены. Вместо того, чтобы помочь ребенку справиться с пробудившейся сексуальностью, они осуждают и наказывают его. «Дядя», который поможет сбросить напряжение, становится «лучшим другом».

 

Дети, испытывающие интерес к «блатной» романтике. Бесконечные сериалы про бандитов наводят ребенка на мысль, что настоящие мужчины – это те, которые сидят в тюрьме. Такие ребята могут сами искать себе” друзей из уголовного мира.

 

Педофилия – страшное явление, но еще хуже, когда детей насилуют близкие родственники. Тогда жизнь превращается в настоящий кошмар. Подобные «семейные» преступления, как правило, растянуты во времени и раскрываются лишь тогда, когда дети решаются на крайние меры: пытаются покончить с собой, убегают из дома. Дети обычно скрывают эти страшные факты потому, что подсознательно считают себя виновными в происходящем. Совратитель уверяет, что тебя перестанут любить, если узнают о случившемся.

 

Часто дети не могут самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации. Что же делать в случаях, когда насилие происходит в семье? Прежде всего, надо помнить, что у ребенка есть права, которые защищаются законом! Любой ребенок может обратиться в милицию, Следственный комитет, прокуратуру, к Уполномоченному по правам ребенка.

 

Это важно помнить родителям! Уважайте своего ребенка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребенка делать что-то против своей воли. Если Ваш ребенок говорит о нездоровом интересе к нему Вашего мужа (сожителя), прислушайтесь к его словам, поговорите с мужем (сожителем), не оставляйте ребенка один на один с ним. Если же отношения зашли слишком далеко, расстаньтесь с этим человеком, ведь нет ничего дороже счастья собственного ребенка.

 

Если Вы заметили странность в поведении ребенка, поговорите с ним о том, что его беспокоит.

 

В разговоре с мальчиком лучше участвовать отцу, без присутствия матери.

 

Что вы можете сделать, чтоб обезопасить своих детей.

 

Не оставляйте на улице маленького ребенка без присмотра. Если ваши дети школьного возраста, пусть они всегда сообщают, где и с кем проводят время. – Запретите ребенку гулять в опасных местах, дружить с ребятами, склонными к бродяжничеству, пропуску уроков.

 

Объясните ребенку правила поведения, когда он остается один на улице либо дома;

 

Расскажите ребёнку, сто если у него появилось хотя бы малейшее сомнение в человеке, который находится рядом, или его что-то насторожило, то лучше отойти от него, либо остановиться и пропустить этого человека вперед;

 

Необходимо знать, какие передачи ребенок смотрит по телевизору, на какие сайты в Интернете чаще всего заходит, для того чтобы исключить просмотр фильмов сексуальными сценами и сценами насилия, исключить возможность общения Вашего ребенка с педофилом через Интернет. Обязательно контролировать время, которое ребенок проводит в Интернете, будьте в курсе, с кем Ваш ребенок контактирует в сети.

 

Будьте внимательны к мужчинам, бесцельно прогуливающимся около подъезда, по школьному двору, возле забора детского сада. Сообщите об этом в полицию. Иногда достаточно участковому проверить документы, как потенциальный преступник исчезает из района. Злоумышленник может находиться за рулем автомобиля, он паркует машину около школы и наблюдает за детьми. Если вы заметили подозрительную машину, запишите номер, запомните ее цвет, марку, зафиксируйте в памяти внешность водителя или пассажира. Сообщите об этом директору школы.

 

Предложите ребенку возвращаться с уроков, из кружков и секций в компании одноклассников, если нет возможности встречать его лично.           – Поддерживайте контакт с воспитателем детского сада, учителем, психологом в детских учреждениях с целью предотвращения совершения насильственных преступлений в отношении Вашего ребенка.

 

Постройте с ребенком теплые, доверительные отношения. Часто в беду попадают именно те дети, которым дома не хватает любви, ласки и понимания.

 

 

Памятка по профилактике преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних

Преступления против жизни, здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних являются общественно опасным явлением и представляют собой одну из наиболее опасных форм антисоциального поведения, и данный тезис не требует особых доказательств.

 

Вред, причиненный ребенку в результате насильственных преступлений, приводит к отклонениям в нравственном и психофизическом  развитии несовершеннолетних и представляет угрозу для его будущего.

 

Результативность предупреждения и профилактики преступлений против половой свободы несовершеннолетних весьма сильно осложняется множеством обстоятельств, среди них:

 

– особенности организма несовершеннолетних – их психология и физиология. Дети зачастую просто не в состоянии осознать, что над ними было совершено насилие, либо скрывают это всеми возможными способами, боясь отрицательной реакции со стороны родителей и других близких лиц.

 

-прямая зависимость потерпевших несовершеннолетних от преступника. Субъекты преступления в этом случае могут выступать блокирующем фактором  – использовать все возможные средства для того, чтобы о преступлении никто не узнал.

 

Сексуальное насилие – любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции. Это:

 

ласка и трогание запретных частей тела, эротизированная забота;

демонстрация половых органов, использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослого (развратные действия);

изнасилование в обычной форме, орально-генитальный и анально-генитальный контакт;

Сексуальная эксплуатация – порнографические фотографии и фильмы с участием  детей, проституция.

 

Следует отметить, что уголовные дела данной категории являются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством делами публичного обвинения, т.е. возбуждаются независимо от наличия заявления потерпевшей (потерпевшего) и не подлежат прекращению в случае примирения сторон.

 

В уголовном законодательстве данные виды преступлений выделены в отдельную главу «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы».

 

Наиболее часто несовершеннолетние признаются потерпевшими при расследовании уголовных дел, возбужденных по ст.ст.166, 167, 168, 169 УК Республики Беларусь и других.

 

Статья 166. Изнасилование

 

  1. Половое сношение вопреки воле потерпевшей с применением насилия или с угрозой его применения к женщине или ее близким либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей (изнасилование) –наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.

 

  1. Изнасилование, совершенное повторно, либо группой лиц, либо лицом, ранее совершившим действия, предусмотренные статьей 167 настоящего Кодекса, либо изнасилование заведомо несовершеннолетней – наказывается лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.

 

  1. Изнасилование заведомо малолетней или изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей, либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, –наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

 

Статья 167. Насильственные действия сексуального характера

 

  1. Мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные вопреки воле потерпевшего (потерпевшей) с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей), наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.

 

  1. Те же действия, совершенные повторно, либо лицом, ранее совершившим изнасилование, либо группой лиц, либо в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней), наказываются лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.

 

  1. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные в отношении заведомо малолетнего (малолетней), либо повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего (потерпевшей), либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, – наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

 

Статья 168. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста

 

  1. Половое сношение, мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166 и 167 настоящего Кодекса, –

 

наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом.

 

  1. Те же действия, совершенные лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 166 или 167 настоящего Кодекса, либо лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию, содержанию, обеспечению безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего, либо группой лиц, наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

 

Статья 169. Развратные действия

 

  1. Развратные действия, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении лица, заведомо не достигшего шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166, 167 и 168 настоящего Кодекса, наказываются арестом или лишением свободы на срок от одного года до трех лет.

 

  1. Те же действия, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет.
Версия сайта для слабовидящих